Выставка представляет собой коллективный проект, объединивший одиннадцать российских фотографов, выпускников одноименного курса петербургского фотографа Екатерины Васильевой.
Каждый из авторов по-своему интерпретирует и разрабатывает заявленную тему, вписывая свое высказывание в непривычное для выставочного формата пространство — камерный отель на Невском, не так давно переоборудованный из нескольких коммунальных квартир.
Место для выставки выбрано не случайно: его атмосфера напрямую связана с заявленной темой — чувство дома, а многоуровневость пространства, лабиринт коридоров и лестниц дают возможность каждому из участников сформировать самостоятельное высказывание и индивидуально встретиться со зрителем в рамках общего проекта.
Так, Татьяна Колбатова в своей работе «Выход в» с помощью фотографии и инсталляции рисует фантастический мир Петроградского района - места, являющегося ее домом. Она трактует это пространство как тессеракт, или четырёхмерный гиперкуб. Для Татьяны дворы Петроградки – это бесконечный, находящийся в движении лабиринт, имеющий вход, но не имеющий выхода в доступное нам трехмерное измерение. Дворы-колодцы становятся в ее проекте метафорой раздвигающегося и живущего по иным физическим законам пространства.
Другой участник проекта, Наталия Гордеева, размышляя о чувстве дома, приходит к тому, что ассоциативно для нее это воображаемое место – «Убежище», своего рода метафизическое укрытие, где можно спастись от надвигающейся катастрофы, предчувствие которой не покидает ее.
Проект Марии Кокуновой «Пустота» представляет собой визуальное выражение переживания опыта беременности и рождения ребенка. Чувство дома для Марии связано с осмыслением этих событий через восприятие и изображение места, где она живет, небольшой деревни, расположенной к югу от Санкт-Петербурга. С помощью сложного нелинейного ряда, включающего медитативные пейзажи, неожиданные ассоциативные объекты и полароидные снимки, Мария создает эмоциональное рефлексивное высказывание, полное визуальных метафор.
Мария Клочкова трактует тему коллективной выставки через попытку соединить как в своем восприятии, так и визуально, изображения двух родных мест – России и Норвегии. Место становится родным для автора в первую очередь через пейзаж, и две страны соединяются в ее воображении и проекте в единое, неделимое пространство, «Сшитое белыми нитками».
Елена Батова в своей работе «Утраченное королевство» трактует тему чувства дома через осмысление себя в пространстве, 10 лет назад ставшем для нее постоянным местом жительства и положившем конец душевным и пространственным скитаниям. Елена живет в Калининском районе Санкт-Петербурга, старое название которого - Гражданка, и через визуальный ряд выстраивает индивидуальные отношения с ландшафтом с целью установить с ним связь, стать частью летописи этого места и обрести свое утраченное королевство.
Наталья Яковлева в проекте «Субстрат», в буквальном смысле, «глядя под ноги», размышляет над устройством сложной единой системы, называемой нами реальностью: автора занимает идея перетекания различных элементов пространства из одного в другой, их видимая и невидимая, но вечная трансформация, разрушение и становление. С чувством дома серию абстрактных работ связывает то, что идея и фотографии родились непосредственно во время прогулок по парку рядом с домом, где живет Наталья.
Проект Иры Соколовой «Пепел» - это личная история об отношениях с местом, связанным для нее как с чувством дома, так и с историей семьи - петербургским Парком победы. В годы Великой Отечественной войны во время блокады, когда возникла угроза эпидемии, на его территории работал крематорий, где были сожжены родные Иры. Сейчас мирно гуляющим жителям о событиях той войны напоминают лишь памятники, для автора же парк даже в ясный солнечный день неожиданно оборачивается местом личной трагедии и утраты. Через визуальные метафоры, драматичные пейзажи и символы Ира передает атмосферу страха и боли. На ее фотографиях привычный для нас Парк победы становится неузнаваем, вместе с автором мы погружаемся в мрачные эмоциональные глубины ее памяти.
Наталья Дубовик трактует общую тему через вымышленный образ «Русской идиллии», так называется ее проект-сновидение, в котором она мечтает об уютном доме и рисует залитый солнцем идеальный мир русской усадьбы.
Автор проекта «Якоря» Юлия Артемьева через портрет в интерьере размышляет над тем, чем является чувство дома для ее героев. Юлия изучает характеры людей, которые любят отдыхать лежа, и по разным причинам прячутся дома в своих кроватях, словно корабли в бухтах.
Алена Дарна через символическую трактовку темы чувства дома воплощает эмоциональные переживания, которые совпали в ее жизни с ремонтом дома и на работе. В проекте Алены в образной форме показан процесс ее внутренней перестройки, а работа над фотографиями, по ее словам, тесно связывается с работой над собой. «Ремонт» становится последовательным поиском выхода из череды проблем.
Дмитрий Поликарпов размышляет на заданную тему в форме детективной истории под названием «Найти и потерять». В своем проекте он исследует территорию парка рядом с домом. Место манит его атмосферой тайны: описание пространства и карты не совпадают, оно словно вход в альтернативную реальность. Когда-то давно здесь случилось нечто очень значимое. Поиск следов становится началом пути. Как охотник, крадется он по шагам, восстанавливая события, необходимые для понимания чего-то важного. Недостающие элементы должны стать подсказкой, ключом, намеком на возможный смысл.
Так, одиннадцать разных проектов, не пересекаясь друг с другом визуально, но следуя общей теме - чувство дома - в субъективном понимании каждого из авторов, вместе создают причудливый лабиринт ассоциаций, воплощенных в образах эмоций, переживаний и фантазий.
Куратор выставки – Екатерина Васильева, автор курсов «Фотография как искусство. Жанры фотографии с точки зрения 21 века. Мыслить проектом (7 лекций)», «Чувство дома. Персональный проект» и отдельных лекций: «Фотоконкурсы, гранты и фестивали: критерии для участия», «Мотивация для фотографов», «Английские фотографы / с изобретения фотографии до наших дней».
Место: Avent INN Nevsky
Санкт-Петербург, Невский пр. 87/2 (Вход с ул. Гончарной 2/87)
Время: 2 сентября 2017 – 2 января 2018
С 12 до 20 ежедневно, вход свободный
Группы выставки: