ARSGANG or the Walking Year (1 часть Дневник каньона)
2019 — 2020 (Швеция)
1. С марта 2019 года я временно проживаю в Швеции и нахожусь в тесной взаимосвязи с местным пространством, совершая долгие прогулки на природе и изучая местный фольклор.
Близкий мне человек серьезно болен, и возникший у меня вопрос о сакральном мог появиться по причине пребывания в тупике, где сакральность сможет работать как терапия или даже как анестезия всех моих страхов.
Я нахожу сложную ритуальную архаическую форму гадания Årsgång середины 16 века, о которой вспоминает шведский исследователь фольклора Tommy Kuusela.
Согласно ритуалу Årsgång, «Ходящие в течение года» должны были следовать определенным инструкциям и решать конкретные задачи. Например, должны были встречаться со сверхъестественными существами, такими как Bäckahäst, Huldra, Kyrkogrimen или Nattravnen — птицей, которая была тесно связана с несчастьем и смертью в скандинавском фольклоре, — и стараться понять, что может произойти в следующем году.
С ритуалом неразрывно связан миф. Ритуал составляет приблизительную инсценировку мифа, а миф выступает как объяснение или обоснование совершаемого ритуала, его истолкование. Необходим сценарий, который должен быть реализован. В обратном случае, как чувствуют носители мифа, случится что-то нехорошее. Местную традицию я адаптировала под собственное понимание ситуации и собственные правила. Я придумала свой личный walking ритуал, в котором, как и в гадании, присутствуют обязательное условие обойти церковь (я выбираю церковь на холме — Östra Ryds Kyrka) с загадыванием желания о выздоровлении.
Я создаю область для интерпретации и обращаюсь к фольклору, чтобы проверить работает ли он в жизни.
2. Почти через год после моего проживания в Швеции зимой 2020 года мир сталкивается с эпидемией коронавируса. С марта 2020 ситуация остается неопределенной, межгосударственные границы закрыты, и преодоление препятствий становится еще более актуальным. Страх за жизнь близкого человека еще больше. Я пересматриваю последний фильм Андрея Тарковского ''Жертвоприношение’’, который он снимал на Шведском острове Готланд и который стал одним из мест для моих ритуалов.
Режиссер полагал, что подлинность искупительного жертвоприношения состоит в «бессмысленном», иррациональном поступке, бесполезной трате или ритуале (например, поджоге собственного дома).
В книге о фольклоре Готланда 1937 года я вновь обнаруживаю связь со своим ритуалом. В ней есть запись о человеке, который внезапно исчез, не оставив ни следа, так и не завершив круговой обход вокруг главного собора города Висбю.
По всей вероятности в этом был виноват самый жуткий из всех существ Kyrkogrimen.
Когда в средневековые времена строили церкви, под полами иногда хоронили заживо животное. Чаще всего это были козлы, поскольку они были сравнительно дешевы. Также существуют версии о том, что заживо хоронили и преступников. В некоторых случаях сердце преступника вырезалось и помещалось в тушу животного, которая была принесена в жертву. Дух этих животных, который становился негласным смотрителем церкви и был Kyrkogrimen.
Следовательно, обход вокруг церкви и заглядывание в дверную замочную скважину я должна сделать на свой страх и риск.
3. декабрь 2020 года — возращение в Санкт-Петербург. Чуда не случилось.