Дневник каньона (2 часть ARSGANG or the Walking Year)
— Очень рада быть одним из авторов групповой выставки ''Частоты'' c моим новым проектом ''Дневник каньона'', которая будет проходить в галерее ''Ходынка'' в Москве с 1 сентября по 25 октября 2020 года. Куратор Елена Ковылина. khodynka.art/
Видео с открытия выставки
Галерея «Ходынка» проводит первую программную выставку, посвященную научному искусству, а также содействует развитию инновационных проектов в области синтеза экспериментального искусства и экспериментальной науки. Опираясь на актуальные современные потребности общества и на экологические вызовы глобальных проблем, кураторы отдают предпочтение не трансгуманизму, а русскому космизму, не искусственному интеллекту, а природоподобным технологиям и новой эпохе Возрождения.
Я бы хотел, чтобы существовали места устойчивые, незыблемые, нерушимые, нетронутые и почти что неприкосновенные, неизменные, исконные; места, которые были бы ориентирами, отправными точками, истоками.
Жорж Перек.
2018 — 2020
Проект, работа над которым началась в декабре 2018 года, после незапланированного проживания в поселке Динамо (Ленинградская область) для восстановления здоровья после серьезной операции (свежий воздух и спокойная обстановка) близкого мне человека. В одну из самых первых прогулок мы случайно узнали, что очень близко от нашего дома расположен уникальный геологический памятник природы — каньон, берега которого оказались сильно ''окультурены'' гаражами и огородами, замусорены и частично заросли борщевиком. Его глубина на некоторых участках достигала 20 метров и очевидно, что он появился около 10 тысяч лет тому назад при отступлении шведского ледника.
Человек часто оказывается связан с каким-то местом, которое становится для него предметом мифологизации и художественного воплощения. В моем случае каньон стал отражением моей рефлексии на столкновение с болезнью и ее метафорой. Я переживала пространство, которое в моем воображении ''тоже страдало и мучилось''.
Разница была только в том, что ''насилие'' человека над каньоном совершалось миг по отношению ко времени, в течение которого он существовал, в отличие от человека, пребывание на земле которого так ограничено.
Но кроме символических ран и язв на его теле, я также видела на этой территории и жизнь. Я встречала как настоящих и даже экзотических животных, так и игрушечных, которые органически вписывались в эту среду обитания, наравне с погребенными миллионы лет назад в горных породах каньона трилобитами (вымершие палеозойские ракообразные животные). Древние слои, в которых находятся эти вымершие животные, сегодня полностью обнажены для человеческого глаза.
Я решила исследовать территорию на протяжении разных сезонов года и организовала в квартире ''штаб'' по изучению и осмыслению волновавших меня вещей.
Некоторые предметы, отсылающие к каньону, уже как ни странно были в квартире. Оставалось их только сфотографировать. Я также включила в визуальный ряд проекта мой настольный отрывной календарь символов, который подчеркнул идею дневника.
Если взглянуть на историю европейской культуры, то это романтики вернули наше внимание к природе и осознали человека как её часть, согласно идеям Жан Жака Руссо.
Важный момент — то, что мы начинаем искать в природе модели для собственного поведения и решения каких-то личных проблем. А не только пытаемся сохранить природу в заповеднике как нечто, чем можно любоваться лишь на расстоянии… Или как в данном случае лишь пишем постановления и указы о ее сохранении.
Мне очень нравится термин ''resiliance'' — это способность адаптироваться к меняющейся ситуации. И растения и животные обладают этой способностью в высокой степени. Было бы очень неплохо, если бы организм человека в будущем мог бы делать то же самое.